Липецкий опыт перенимали практически все педагоги с. Малая Боевка, но применяли каждый по-своему.Боева Тамара Ивановна (учитель математики, физики) и Курбатова Лидия Никифоровна (учитель математики) проводили на своих уроках уплотненный опрос с применением карточек. Эффективность самостоятельного добывания знаний на уроке и ускоренного интенсивного обучения оценили Боева Екатерина Яковлевна (учитель химии и биологии) и Чурсина Валентина Тимофеевна (учитель немецкого языка). Исследовательский метод и различные виды работы с книгой практиковали Курбатов Борис Николаевич (учитель истории и географии) и Шарандина Антонина Тимофеевна (учитель русского языка и литературы).
.......Курбатова Л.Н. ................Боева Е.Я..............
................Боева Т.И........................Курбатов Б.Н............
Уроки учителей стали отличаться новизной организации и оригинальными методическими приёмами: активное начало занятия, органическое слияние в единый процесс повторения, объяснения, закрепления; поурочный бал; комментированное письмо; укрупнённые структурные единицы; ускоренное интенсивное обучение. Примечателен тот факт, что идеи Липецкого опыта «прижились» в среднем звене, а не в начальной школе. По инициативе директора школы Курбатовой Лидии Никифоровны регулярно организовывались семинары, педагогические чтения, совещания, основной целью которых было распространение и внедрение передового педагогического опыта.
Результаты не замедлили сказаться. Школьники стали учиться лучше, много и охотно работать на уроке. Начал действовать механизм обратной связи: учитель увидел, как учатся его дети, качественно обогатился арсенал средств активизации учебной деятельности. Каждый учитель управлял деятельностью учащихся так, что каждый из них чувствовал окрыляющую силу успеха, уверенность в себе, чувство удивления и интерес к учёбе.
Педагогика сотрудничества также являлась неотъемлемой частью педагогического процесса 2 половины прошлого столетия. Идеи Ш.А.Амонашвили, С.Н.Лысенковой, В.Ф.Шаталова, И.П.Иванова, разработавших оригинальные концепции обучения и воспитания, также были приняты на вооружение педагогами Малобоевской школы. В 80-х гг Алексеева Н.А. (учитель русского языка и литературы), Боева В.А. (учитель математики), Лоторева З.С. (учитель немецкого языка), Бутырина Н.Д. (учитель биологии и химии) преподавание своих предметов основывали на основных принципах педагогики сотрудничества (учение без принуждения, идея опоры, идея свободного выбора, идея самоанализа, идея личностного подхода). Не был забыт ими и Липецкий опыт, идеи которого эффективно использовали в практической деятельности (комментированное письмо, опорные конспекты Ю.Меженко).
.......Н.А. Алексеева...............Н.Д. Бутырина.........
................В.А. Боева .................Лоторева З.С........
Боева В.А., Алексеева Н.А., Бутырина Н.Д., Лоторева З.С. направляли все виды учебно-воспитательной деятельности на всестороннее развитие и совершенствование личности, формируя мировоззрение, способности обучающихся, их потребности в социально значимой деятельности., делясь опытом с коллегами, подчеркивали важность создания максимально благоприятных условий для выявления и развития творческих способностей каждого ребенка, воспитания в нем трудолюбия и высоких нравственных принципов. Преподавательский энтузиазм этих педагогов не остался невостребованным: уровень успеваемости учеников по их предметам ежегодно увеличивался. Результаты педагогической деятельности Лоторевой З.С., Алексеевой Н.А., Боевой В.А. были отмечены значками «Отличник просвещения», опыт обобщен методическим кабинетом районного отдела народного образования.
.........Юрова Е.В....................Курбатова Л.В......
Молодые, инициативные педагоги Юрова Е.В., Курбатова Л.В. в 90-х гг легко переняли идеи развивающего и проблемного обучения, оценив быстрый темп обучения, учение с опережением, высокий уровень трудности заданий. Юрова Е.В. формирует у обучающихся прочные теоретические знания и практические навыки, эффективно сочетая традиционную систему обучения, Липецкий опыт, идеи педагогов-новаторов В.Зайцева, Л.Занкова. При обучении первоклассников грамоте использует прием «письмо с секретом», который способствует формированию правильного, красивого почерка практически у всех обучающихся.
Курбатова Л.В. особое внимание уделяет созданию благоприятной атмосферы на уроке, эмоционального настроя обучающихся. Учитель прилагает максимум усилий для развития творческих способностей обучающихся
Уровень качества обученности воспитанников этих педагогов всегда высокий. В настоящее время эти педагоги накопили огромный материал по вопросам развивающего обучения, несколько лет они являются членами районной творческой группы учителей начальных классов, являются активными участниками районных и школьных семинаров, охотно делятся своими находками, секретами педагогического мастерства.
Последние несколько лет в МОУ СОШ с. Малая Боевка продолжается процессы творческих исканий педагогов. Коллектив учителей несколько лет работает над проблемой сохранения и укрепления здоровья участников педагогического процесса. Индивидуальный, дифференцированный и личностно ориентированный подходы, которые успешно осуществляют учителя, применение здоровьесберегающих технологий способствуют улучшению качества обучения, развитию самостоятельности, творческой инициативы обучающихся.
Кроме того, в нашем достаточно молодом коллективе педагоги успешно используют информационные технологии в учебном процессе, мультимедийные средства обучения, без применения которых невозможно нормальное функционирование школы будущего.
В школе имеется хорошо оборудованный компьютерный класс, компьютеризирована школьная библиотека, имеется локальная сеть и доступ к сети Интернет. В 2007г из средств областного бюджета МОУ СОШ с. Малая Боевка был выделен интерактивный комплект (мультимедийный проектор и экран), что значительно упростило работу педагогов школы по организации урока с использованием информационных технологий.
Школа реализует следующие образовательные программы:
I ступень (1-4 кл.) – базовая образовательная программа с использованием элементов педагогической системы Л. Занкова; ОП расширенного обучения (история);
II ступень (5-9 кл.) – базовая образовательная программа основной школы с использованием элементов личностно-ориентированного обучения по истории, обществознанию;
III ступень (10-11 классы) – базовая образовательная программа; углубленное обучение технологии, основам сельского хозяйства.
За годы существования средней школы 14 выпускников поступили в ВГАУ им.Глинки, 3 – в ЕГУ им.Бунина на агрономический факультет, остались работать в СХПК «Прогресс» и местных фермерских хозяйствах – 21 человек.
После окончания школы вместе с аттестатом зрелости выдано 36 удостоверений тракториста – машиниста. Трудовые достижения нашей УПБ замечены и оценены. В 2000 году заняли второе место в областном смотре – конкурсе УПБ, были награждены дипломом и премией – трактором Т-40.
В 2001 году заняли 3-е место, получили грамоту и ценный подарок. Боев Александр – бригадир нашей УПБ – принимал участие во Всероссийском слете ученических бригад в городе Ставрополе и занял 5-е место в конкурсе бригадиров.
Большое внимание уделяется организации туристско-краеведческой работы с обучающимися и их оздоровлению (руководитель Алексеев А. С.)
Школа стала победителями областных смотров-конкурсов: «О работе образовательных учреждений области по организации отдыха оздоровления и временного трудоустройства школьников в 2003 г .», «О работе ученических бригад», «На лучшую организацию туристско-краеведческой и экскурсионной работы с учащимися в 2005 г .», «Самое благоустроенное предприятие, организация среди предприятий и организаций социальной среды» в 2006 г .
Стиль, характер работы учителей с учениками отражают стихотворные строчки:
Дайте детству удержаться,
Дайте верой надышаться,
Дайте в рост ему подняться,
Дайте детству состояться.
Большая работа ведется по гражданско-патриотическому, трудовому, художественно-эстетическому воспитанию.
В военно-спортивной игре «Зарница», военно-патриотической игре «Вперед, мальчишки!» ученики являются победителями районных, зональных, областных соревнований.
В школе имеется база для воспитания у обучающихся трудолюбия, формирования трудовых навыков и умений работы на сельскохозяйственной технике, для профильного обучения старшеклассников. Учебно-производственная бригада является основным звеном этой работы. Она создана и функционирует с момента реорганизации нашей школы в среднюю с 1993 года. За УПБ закреплено 22 га земли, три трактора: МТЗ, Т-40, ДТ – 75; прицепной инвентарь: плуг, культиватор, сеялка, комбайн СК-4 «Нива», автомашина ЗИЛ – самосвал.